
Достопримечательности Китая

Озеро Ямдог-цо. Бирюзовые серьги богини. Озеро Ямдог-цо пользуется славой озера с «самой красивой водой в мире». Его название можно перевести как «Яшмовое озеро на верхнем пастбище». Это буквальный смысл, а в глазах тибетцев оно означает «Бирюзовые серьги богини».
Ни с одной точки нельзя увидеть озера целиком. У него есть три озера-сестрички. Они связаны между собой, вместе образуют священное озеро, которое не возможно увидеть простому человеку. Ямдог-цо, извиваясь между горами, тянется на 130 с лишним километров. Только на карте или с большой высоты можно заметить, что оно похоже на серьги, протиснувшиеся между горами. Благодаря солнечным лучам в разное время оно приобретает различные оттенки синего цвета, напоминающие грезы.
Загадка «Небесного озера» Нам-цо.
На тибетском языке «нам-цо» – «Небесное озеро», на монгольском и маньчжурском языках оно произносится «Тенгри-нор». Нам-цо находится к северу от Лхасы, между уездами Дамсун и Багон, в 240 км от Лхасы. Оно лежит на высоте 4718 метров, с востока на запад его протяженность составляет 70 км, с юга на север – 30 км, площадь водного зеркала – 1940 кв. км. Озеро Нам-цо является первым по величине в Тибете и вторым в Китае соленым озером, а по высоте над уровнем моря занимает первое место в мире среди крупнейших озер. В исторических документах говорится, что это озеро словно небо на земле, поэтому оно и называется Нам-цо. Живущие у озера скотоводы говорят, что озеро расположено на большой высоте как на небе, поэтому оно и получило такое название. К югу от озера расположены горы Ньенчен-Тангла с вечными снегами, на севере и западе – плато и холмы, вокруг него – широкая степь и хорошие пастбища.
Согласно преданию, Намцо – это дочь Сакра-деванам-индры, жена бога гор Ньенчен-Тангла. У богини Намцо две руки и три глаза, в правой руке она держит сосуд, в левой – зеркало. У нее на голове высокий узел; красивая и очаровательная богиня всегда сидит верхом на драконе. Мертвое озеро: озеро Ракшас.
Озеро Ракшас расположено ближе к северу, неподалеку от священного озера Манасаровар. Это красивое лазурное озеро в форме лунного серпа, а озеро Манасаровар – в форме солнца. Их формы демонстрируют такую гармонию, что сразу видишь незабываемую красоту. Между озерами проходит дорога в уезд Буранг.
Говорят, что на мертвом озере волны высотой в метр возникают при отсутствии ветра. В самом деле здесь открываются великолепные пейзажи, неподалеку от озера расположена темно-красные горы. Когда подходишь к озеру, то слышишь шепот волн. Галечная отмель как блестящая лента своеобразно инкрустирует озеро. Посреди озера виднеется островок. Озеро Баньгун-цо.
Последнее из известных озер – Баньгун-цо – расположено к северу от города Али. Хотя оно и не имеет особого религиозного значения и не является священным, но также весьма известно. Его западная часть находится в Кашмире. Там оно соленое. Говорят, что в той части озера редко можно встретить живых существ. Центральная и восточная части в пределах Китая, в озере пресная вода. Здесь обитают разные рыбы, многие виды водных растений. Озеро Басум-цо.
Басум-цо, другое название Цонго. Это священное озеро школы Ньинма и одно из крупнейших в восточной части Тибета пресноводных озер. Оно расположено в волости Цонго уезда Гонбо района Линьчжи. Басум-цо лежит в горах, там теплый климат, средняя высота зеркала озера над уровнем моря – 3538 метров, длина озера – около 15 км, средняя ширина – 2,5 км, самое глубокое место – 166 метров. Расстояние от озера до Сычуань-Тибетского шоссе – 44 км., до Лхасы – 400 км
Озеро богини Тары
Лхамола-цо.
В тибетском буддизме есть известное женское божество, которое называется Шридеви, по-китайски – «небесная дева счастья». Форма озеро Лхамола-цо напоминает голову, поэтому тибетцы считают озеро воплощением облика «небесной девы счастья» и местом, где находится ее душа. Многие тибетцы называют его «озером богини Тары». Мало кто знает о нем, потому что оно расположено в глубине гор, на высоте снегов, куда редко ступала нога человека, лишь небольшая часть людей имела возможность посетить его. Лхамола-цо является священным озером в Тибете, в течении сотен лет его роль была незаменима при раздорах. После достижения нирваны далай-ламами и панчен-ламами и перед тем, как начать поиск очередного мальчика – воплощение живого божества, необходимо идти к озеру и наблюдать за ним, чтобы в его глади увидеть место рождения малыша, его деревню и дом, а даже его внешность и движения, когда играет. Что касается простых людей, то если они бросят какую-то драгоценность в озеро после его посещения, то, сидя на вершине горы, смогут увидеть свою прошлую и будущую жизнь в цикле перерождений. Вот такое чудесное озеро Лхамола-цо – спокойное, простое и доброе Озеро Данграюм-цо.
Западная часть большой Цянтанской степи – известный всему миру безлюдный край. Например, в районах Шуанху и Вэньбу, площадь которых составляет 200 тыс. с лишним кв. км, на 6 кв. км приходится один человек.
Данграюм-цо – самое крупное священное озеро тибетской религии бон и третье по величине в Тибете. Зеркало озера – 1400 кв. км, длина – 70 км, ширина – 20 км, высота над уровнем моря – 4600 с лишним метров. Тибетцы на пути к священным озерам не забывают читать молитвы у “озера нечисти”. Они снисходительны и милосердны Озеро Манасаровар.
Город Али – это небосклон в глазах тибетцев. Он расположен в двух тысячах с лишним километрах от священной Лхасы, в неимоверной дали. Его называют также вершиной «Крыши мира».
Буддисты считают Манасаровар самым священным озером, его воды – манной небесной, ниспосланной святыми. Святая вода может развеять досаду и грехи в душах людей. Манасаровар является одним из самых древних и святых мест для последователей буддизма, индуизма и религии бон. Это идеальное озеро в душе, настоящий рай в космосе, Шангрила святых и райский уголок природы.
Озеро Манасаровар расположено на высоте примерно 4 500 метров над уровнем моря, самое глубокое место – 77 метров, периметр озера – около 90 километров Озеро Маносаровар.
На расстоянии примерно тридцати километров к югу от горы Кайлаш расположено озеро Маносаровар (4560м) или как его называют по-тибетски Мапам Юм Цо, что значит «озеро Победоносного». Это самое почитаемое среди прочих озёр Тибета. Отделённое от Маносаровара узким перешейком, совсем рядом расположено другое озеро Ракшас Таль (4515м), или по-тибетски, Лханаг Цо, «озеро Демона». Озёра соединены каналом, и когда случается так, что воды Маносаровара стекают в Ракшас Таль, тибетцы радуются, считая это хорошим знаком. Считается, будто баланс воды в этих озёрах символизирует баланс энергии во всём мире, поэтому, уровень воды в Маносароваре всегда выше. Согласно индийской мифологии, Маносаровар был создан в уме Брахмы, когда его сыну потребовалось место для омовения после того, как последний вышел из отшельничества, проведённое им на горе Кайлаш. Соответственно, индийские паломники совершают омовения в воде святого озера, а также обходят его по кругу. Тибетцы не очень стремяться купаться в озере, однако, всё же совершают вокруг него кору. Не редко можно увидеть обнажённых западных путешественников, бросающихся в воды Маносаровара, чтобы смыть с себя грехи и простудиться от переохлаждения.
Классический поэт Индии Калидаса писал, что воды Маносаровара «чисты как слеза», и что, выпив этой воды, можно очистить грехи тысяч жизней. Мы бы не советовали вам пить эту воду, хотя всё зависит от силы вашей веры. Мы собираемся совершить 90 километровую кору вокруг озера за четыре или пять дней. Вероятно, это не будет лёгким мероприятием, главным образом из-за топких берегов и многочисленных горных потоков, впадающих в озеро.
Начальной точкой нашего обхода должен стать монастырь Чиу, живописно расположенный неподалёку от северо-западного побережья озера. Здесь мы будем находиться в промежутке корой Кайлаша и корой Маносаровара. В близости от Чиу находятся горячие источники, а в самом монастыре можно посетить пещеру, где медитировал Падмасамбхава. Из монастыря открывается великолепный вид на бирюзовое озеро, вершины Кайлаша и Гурла Мандаты.
Озеро нечисти Силинг
Силинг-цо.
У Ямдог-цо самое чудесное заключается в том, что его источником являются талые воды снежных вершин окрестных гор Ньенчен-Тангла, но у него нет стока. Талые воды и природное испарение сохраняют необыкновенное устойчивое состояние равновесия.
Силинг-цо является своеобразным озером нечисти, которая ранее обитала к западу от Лхасы. Каждый день эта нечисть проглатывала десятки тысяч людей и животных. Никто не мог остановить ее зверств. Один герой нашел ее и загнал в большое мутное озеро, расположенное к северо-западу от Лхасы. Герой приказал нечисти не покидать озера, раскаяться и не трогать живых существ в воде. Он также назвал озеро «Силинг-цо», т.е. «Озеро нечисти Силинг»
Легенда озера Кукунор.
Во времена очень древние, когда еще не существовало нынешней резиденции далай-ламы, один из тибетских царей вздумал построить великолепный в Лхасе, храм в честь Будды и, выбрав для этого место, приказал начать работу. Несколько тысяч людей трудились целый год, но когда здание было почти готово, оно вдруг разрушилось само собой. Работу начали снова, и опять, лишь только довели до конца, храм рухнул от неизвестной причины; то же самое повторилось и в третий раз. Тогда удивленный и устрашенный царь обратился к одному из гыгенов для разъяснения причины подобного явления. Однако пророк не мог дать удовлетворительного ответа, но объявил своему повелителю, что в далеких странах Востока есть святой, который один из всех смертных знает желаемую тайну, и что если удастся выпытать ее у него, тогда постройка храма будет окончена благополучно.
Получив подобный ответ, тибетский царь выбрал заслуженного ламу и послал его искать вышеупомянутого святого.
В течение нескольких лет посланный лама объездил почти все буддийские земли, посетил знаменитые кумирни, виделся и говорил с различными гыгенами, но нигде не мог найти человека, указанного тибетским пророком. Огорченный неудачей своей миссии, посланник решился возвратиться домой и на этом обратном пути проезжал обширные степи на границе Тибета с Китаем.
Здесь однажды у него сломалась пряжка у подпруги седла, и путник, чтобы починить ее, зашел в одинокую бедную юрту, видневшуюся невдалеке. В этой юрте он увидел слепого старика, который был занят молитвой, но приветствовал своего гостя и предложил ему взять новую пряжку от собственного седла. Затем старик пригласил ламу пить чай и стал расспрашивать, откуда он и куда ездил. Не желая без нужды разглашать цель своего путешествия, посланец отвечал, что он родом с востока и ездит теперь молиться по разным кумирням.
«Да, мы счастливы, сказал старик, что имеем много прекрасных храмов, каких нет в Тибете. Там напрасно принимаются строить большую кумирню; это здание никогда не устоит, потому что в том месте, где хотят его воздвигнуть, находится подземное озеро, которое колеблет почву. Только ты должен хранить этот секрет в тайне, потому что если кто-нибудь из тибетских лам его узнает, тогда воды подземного озера придут сюда и погубят нас».
Лишь только старик окончил свою речь, как путник вскочил с места, объявил, что он именно есть тибетский лама, которому нужно было узнать секрет, сел на свою лошадь и ускакал. Отчаяние и страх овладели стариком. Он начал громко звать о помощи, и когда наконец пришел один из его сыновей, пасший невдалеке стадо, то старик велел ему тотчас оседлать коня, догнать ламу и отнять у него «язык». Под этим словом святой разумел свою тайну и, отдавая сыну приказание отнять ее, тем самым уполномочивал его убить путника. Но слово «хылэ» по-монгольски означает язык у человека или животных и также язычок в пряжке подпруги. Поэтому, когда посланный догнал ламу и объяснил ему, что его отец требует возвратить «хылэ», тот отстегнул взятую у старика пряжку и беспрекословно ее отдал. Получив такой «хылэ», сын возвратился к своему отцу, и когда последний узнал, что привезена пряжка от подпруги, а сам лама уехал далее, то воскликнул: «Такова, вероятно, воля божия, теперь все кончено, мы погибли!» Действительно, в ту же ночь раздался страшный подземный гул, земля раскрылась, и из нее полилась вода, которая вскоре затопила обширную равнину. Множество стад и людей погибло, в том числе и проболтавшийся старик. Наконец бог сжалился над грешниками. По его велению, явилась чудовищная птица, взяла в свои лапы огромную скалу в горах Нань-шань и бросила ее на то отверстие, откуда изливалась вода. Прибыль последней была остановлена, но затопленная равнина осталась озером; спасительная же скала явилась на нем островом, который существует и доныне.
Из книги Н.М. Прижевальского «Монголия и страна тангутов. Первое путешествие в Центральной Азии 1870-1873 гг.»